Вектора нам необходимы, но работать с ними непросто. Как
разорвать это противоречие?
Надо преобразовать вектор к форме, которая более понятна и
удобна в обращении. Такими привычными величинами являются скалярные величины.
Вектор, превращенный в скаляр, называется проекцией.
Необходимо учесть, что проекция вектора определяется на ось
координат. Таким образом, перед тем, как проецировать, необходимо ввести
систему координат. На уроках математики мы систему координат изображали в виде
осей Oxy. Получается,
что оси две, а значит и проекций будет две у одного вектора: сколько осей,
столько и проекций может быть. А если на чуть-чуть вспомнить, что мы живем в
трехмерном мире, то становится ясно, что у вектора может быть и три проекции.
Раз вспомнили о математике, то надо сделать еще одно
замечание. Оси координат мы рисуем всегда одну строго вверх, другую –
перпендикулярно ей, то есть горизонтально. Но это не обязательно так . Ось
может располагаться так, как вам пожелается, но главное, чтобы оси были взаимно
перпендикулярны. Последнее обязательно.
Довольно нудной и сухой математики. Займемся делом. Мы
собрались проецировать вектора.

С чего начать? Определяем ось, на которую проецируем. Пусть
это будет ось Ох (оригинально, не правда ли). Из начала вектора опускаем
перпендикуляр на ось: проводим прямую через начало отрезка перпендикулярно оси
Ох до пересечения с ней. Получили проекцию
начала вектора. Эта точка (проекция точки – точка) на рисунке названа X0.
Кто-то скажет, что это координата
Х начала вектора. В принципе, этот кто-то будет прав. Но тогда
вспомним, что координата у нас всегда ассоциируется с числом. А что означает
это число и откуда оно берется? Об этом кто-то обычно не помнит или не знает. А
все просто: это число определяет расстояние от проекции точки до начала
отсчета. На нашем рисунке числовое значение координаты X0
является длиной зеленого отрезка.
Не отвлекаемся, возвращаемся к нашим проекциям. Те же
операции выполняем для конца вектора. Получаем координату X, значение
которой равно длине синего отрезка.
Проекцией вектора будет длина красного отрезка, то есть
расстояние между координатами начала и конца вектора. Красный отрезок и будет
отображением векторной величины в виде скалярной. Обозначается проекция той же
буквой, что и вектор ( в нашем случае S). Но есть и различие. У самого вектора над головой висит
стрелка . Проекция – не вектор, она
потеряла направление, став скаляром. Поэтому обозначение проекции лишили
стрелки, но внизу добавили значок оси, на которую спроецировали SX.
Вектор и его проекция – это две большие разницы. Они
отличаются так же как сам человек (вектор) и его тень.
Все, что мы проделали на ось Ох, можно выполнить и на ось
Оу. При этом получится проекция вектора S на ось Оу (красный отрезок
вдоль оси Оу, обозначенный SY)
Обратите внимание, что длины вектора и его проекций
различны, да и длины проекций тоже различаются между собой. Это нормально:
длина тени не всегда равна росту человека (пример так себе, так как тень может
быть «выше» человека, а проекция никогда не будет длиннее вектора).
Длину проекции можно легко определить. Смотрите на рисунок:
из длины синего отрезка убираем длину зеленого. Математически выражаясь,
вычитаем. Получается довольно простые вычисления.
Теперь о главном. Вектор нам нужен, чтобы отображать величины с направлением, а у скалярной проекции направления нет. Как она отобразит направление вектора? Очень легко: у скалярных величин есть знак.
Если от проекции начала вектора к проекции конца мы движемся
по направлению оси, то числовое значение проекции со знаком плюс, положительная
проекция. А если такое же движение против направления оси, то значение проекции
с минусом, отрицательное.

Для вектора на левом рисунке проекция на ось Ох
положительная, а для вектора на правом рисунке – отрицательная. Мой любимый
ученик Кто-то может сказать и так: «Если вектор «смотрит» в ту же сторону, что
и ось, то проекция положительная, а если вектор и ось направлены в разные
стороны, то проекция отрицательная». Можно и так, но… не красиво.
Формулы, написанные выше, для расчета длин проекций тоже
дают знак проекции, но для этого нельзя переставлять местами значения конечной
координаты и начальной. Менять их
местами запрещено, иначе результат будет неправильным. Из конца вычитаем начало.
Теперь практика.

Определите ка у каких векторов на ось Ох положительная
проекция, а у каких отрицательная.
(правильно, положительные проекции у векторов 1 и 4,
отрицательные у 3 и 5, а вот у второго просто ноль)
Определите величины проекций векторов на ось Ох.
(Опять правильно! S1x=4, S2x=0, S3x=-3, S4x=3,
S5x=-2)
А теперь тоже самое для оси Оу, но без подсказок. Удачи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий